2. Обожествление хаоса
Если тебя кто-либо спросит, как обнаружить тот Хаос, о котором ты столько говоришь, выведи его наружу, ночью, и укажи ему на звезды -- ибо безграничные Небеса смотрят на землю лицом Хаоса.
-- Норман Спинрад, Агент Хаоса (приписывается Григорию Марковицу, автору книги "Хаос и Культура").
-- Горе! Горе! Страх, петля и яма
Для того, кто на земле родился
Потому что столькими очами
На него взирает с неба черный
И его высматривает тайны.
Н. Гумилев, "Звездный Ужас" (1920-21)
Америка, как и Россия -- страна, подавленная своей географической необозримостью и косноязычным могуществом. С середины прошлого столетия, вропейский террор и европейская революционная борьба коренится в России. Американский террор был совершенно автономен. Америка как Белая Индия подполья -- страна Карла Россмана, раннего прототипа инженера К., страна Ставрогина и Кириллова...
Одно из самых глубоких опровержений декартовского "cognitum, ergo sum" принадлежит американскому нигилисту Амброзу Бирсу, сказавшему "I think I think, and therefore I think I am" -- я думаю, что я думаю, а значит, я думаю, что существую. Похожий нигилистический напор двигал и русскую революцию, но американцы шли гораздо дальше -- параллельно с созданием множества удивительных в своей неприглядной абсурдности культов, американцы шлифовали до ярчайшего лоска искусство нигилизма и бездуховности. Пассионарный элемент Америки -- Марк Твен, Бирс, Эдгар По, Х. Ф. Лавкрафт -- в отрицании христианства и традиционных ценностей доходил до святотатства и сатанопоклонничества. Вероятно, преобладание нигилизма и позволило американцам оседлать первую волну разрушения "мира, как мы его знаем" и начать поклонение хаосу как творческой силе.
Я вел изложение хаоса с нарочито позитивистских позиций. Собственный язык хаоса -- ПАРАДОКС. Вести разговор сентенциями, каждая из которых содержит свое отрицание. Словами, каждое из которых обманывает разных людей по-разному. Первый опыт Библии Хаоса -- Principia Discordia: японец Момомото, проглотивший свой нос, богиня Эрис, запрещающая сосиски, и три фунта льняного семени. Абсолютно серьезная религия.
Задуманная (или полученная) в 1950-х, записанная в конце 1960-х Омаром Хайямом Равенхурстом (Керри Торнли) и Малаклипсом Младшим, Principia Discordia представляет собой коллаж из высказываний авторов, буддистских притч, пародий на желтую прессу (Разоблачение Момомото, знаменитого японца, способного проглотить свой нос) и цитат из Ницше и Эзры Паунда. Культ богини раздора Эрис. Религия Хаоса изложена в оболочке, приличествующей Хаосу, перемешанная с анекдотами о мистере Момомото, знаменитиом японце, сомнительными боевыми гимнами и призывами не использовать этот документ в качестве туалетной бумаги.
(Есть тривиальные истины и есть великие истины. Отрицание тривиальной истины есть очевидная ложь. Отрицание великой истины -- опять истина. -- Нильс Бор).
Фокальная точка дискордианизма: фигура Эрис, богини раздора. Principia Discordia, озаглавленная
Principia Discordia
или
Как я нашел Богиню и что я с Ней сделал
когда нашел
начинается с телеграммы в рай (Отель Небесный Рай, номер 666)
КОМУ: Иегова Яхве
дорогой бог ЗПТ
сообщаем вам ЗПТ что вы освобождены занимаемой должности связи вопиющей некомпетентностью ТЧК выходное пособие будет выслано почтой ТЧК
Дальше следует описание интересных видений, приведших Малаклипса Младшего и Омара Равенхурста к поклонению Эрис. Превосходная женщина с глазами, нежными как перья и глубокими как вселенные, и телом, сотканным из танца атомов и галактик; в волосах ее -- игры огня, а радуги появляются и исчезают с каждым движением. (Манифестация Бабалон, вызванная Джоном Парсонсом и погубившая его, выглядела точно также...)
"...Я явилась, чтобы сказать вам, что вы свободны... Души в бронированном панцире, ваше видение ограничено, движения неловки и болезненны, коже исцарапана, а сердце изжарено безжалостным солнцем...
Я есмь хаос. Та субстанция, из которой ваши художники и ученые строят ритмы. Я есмь дух, с которым ваши дети и клоуны смеются в счастливой анархии. Я есмь хаос. Я жива, и говорю вам, что вы свободны.
Эрис непредсказуема и стервозна. Неприглашенная на банкет по случаю женитьбы Пелея и нереиды Фетис, Эрис изваяла яблоко из чистого золота и написала на нем "Каллисти" -- "Прекраснейшей". Вызванные этим яблоком ссоры между приглашенными богинями привели к Троянской Войне.
Дискордианизм -- первая религия, адекватно интерпретировавшая конспирологию. Конспирология, теория конспираций -- феномен сравнительно новый, и крепко повязанный с нарастанием хаоса. В до-хаотические, позитивистские времена, история текла как ровный поток, любое следствие имело ясную причину, а каждая группа давления находила своим усилиям адекватное применение. Секретные общества существовали наравне с открытыми, добивались своих целей ясными (хотя обыкновенно предосудительными) средствами, а знающие люди всегда могли договориться насчет целей и средств каждой группы. Информационный и технологический взрыв ускорил течение истории. История стала хаосом, и абсолютно незначительные причины могут иметь поразительные следствия, в то время как колоссальные усилия по руководству историческим потоком ничего не меняют, или приводят к обратному результату. Соответственно и роль секретных обществ диспропорционально возросла, как в жизни, так и в массовом сознании. Конспирации, как и гласные общества, захлебываются переизбытком информации, самоорганизуются, и перестают отвечать цели, для которой были созданы. "Правая рука не знает, что делает левая" -- очень адекватное описание любой из современных секретных служб. Конспирация теряет свою цель, превращается в организм, служащий своим организационным интересам. Религиозная интерпретация этого феномена лежит в основе культа Эрис.